Каждый год в сентябре жители Киева вспоминают один из самых трагичных периодов за всю свою историю – начало оккупации.
Несмотря на приказ командования удерживать город любой ценой, 19 сентября 1941 года в Киев вошли немецко-фашистские войска. Большая часть предприятий и организаций была эвакуирована, но сотни тысяч киевлян оставались в городе фактически заложниками. Оккупация продлилась 778 дней, однако именно в сентябре–октябре 1941 года город и его жители понесли самые большие потери.
К тому моменту, как в Киев вступили гитлеровские войска, в городе оставалось примерно четыреста тысяч горожан, остальные либо ушли на фронт, либо эвакуировались. Эвакуация производилась на пяти вокзалах, однако, хотя желающих уехать и было изрядно, всех увезти не могли. Вокзалы полностью были оцеплены, на них функционировали особые пропускные пункты, за ограждение которых пропускали лишь тех, кто имел бронь. С началом войны 200 тысяч киевлян ушли на фронт, 325 тысяч были эвакуированы. Но в городе осталось 400 тысяч брошенных жителей.
С началом эвакуации сперва опустели дома, а за ними – и целые районы Киева. К примеру, на Липках, – там обитали в основном члены НКВД, – не осталось никого. После отступления советских войск население в панике принялось грабить магазины. Началось это семнадцатого сентября, и закончилось девятнадцатого: именно в тот день в город вошли немецкие войска. 19 сентября 1941 года, к 13 часам дня, с Подола, по ул. Кирова, в город начали входить передовые немецкие части. Толпа антисоветски настроенных лиц, в количестве до 300 человек, на площади Калинина встречала входящие немецкие части с цветами и звоном колоколов Печерской лавры. «Торжественная» встреча немецких войск была нарушена взрывом колокольни Печерской лавры, от которого погибло до 40 немцев.
Люди старались взять всё равно что, начиная с иголок и заканчивая увесистыми шкафами. Взятое позже предполагалось обменивать на еду, так как все продукты были вывезены из города. То же, что вывезти по каким-либо причинам не смогли, было утоплено в Днепре. Свидетели рассказывают, что немцы пришли в город без стрельбы, грабежей и насилия: тихо, мирно, как к себе. Многие люди просто наблюдали за тем, как на улицах постепенно становится больше людей, одетых в серые шинели. На улице Крещатика и Прорезной, где раньше был магазин, немцы устроили пункт сдачи таких вещей, как радиоприёмники. Делалось это по вполне понятным причинам: чтобы лишить население информации от Совинформбюро. С этого всё и началось. Всего за время оккупации погибло около 200 тысяч киевлян.
В объективе – первые дни Киева при немцах, также последующие тяжелые дни до освобождения. Ныне привычные для нас места в 1941 году выглядели вот так.
Оборонительные и противотанковые сооружения возле гастронома на пересечении Брест-Литовского проспекта (ныне - проспект Победы) и 2-го Дачного переулка (ныне - улица Индустриальная), 1941 год. Сейчас на этом месте находится станция метро Шулявская.
Оборонительные сооружения на улице Ленина (ныне - Богдана Хмельницкого) возле пересечения с улицей Лысенко, 1941 год. Справа от этого места сейчас находится Зоологический музей.
Оборонительные сооружения на улице Крещатик, 1941 год. Фото сделано со стороны Бессарабской площади. В центре фотографии, с левой стороны улицы видно высотное здание ЦУМа.
Оборонительные сооружения на пересечении бульвара Шевченко с улицами Саксаганского и Дмитриевской, то есть в районе современной площади Победы, 1941 год.
Пылающий завод Большевик, результат немецких бомбежек, 23 июня 1941 года.
Строительство земляных оборонительных сооружений поперек улицы Лютеранской в районе Крещатика, 1941 год.
Немецкий бронетранспортер SdKfz-231, захваченный солдатами 1-го дивизиона 4-го батальона особого назначения НКВД.
Т-26 на Цепном мосту, тогда мост назывался им. Е. Бош, 1941 год. Цепной мост был взорван в сентябре 1941-го отступающими красноармейцами и восстановлен уже никогда не был. На этом месте сейчас стоит мост Метро.
Трофейная самоходно-артиллерийская немецкая установка StuG-III у входа в оперный театр, 1941 год.
Разграбленный мародерами магазин "Газированная вода" на Крещатике, 19 сентября 1941 года. В этот день немецкие войска вошли в город
Разгромленный "Красный уголок" в Павловском садике на пересечении улиц Ново-Павловской и Гоголевской, 19 сентября 1941 года.
Немецкая аэрофотосъемка Киева, июнь 1941 года. Цифрами обозначены: 3 - здание старого Арсенала, 5 - Подольский ж/д мост, 6 - мост Е. Бош и его продолжение - Русановский мост, 7 - еще не законченный деревянный Наводницкий мост, сейчас на его месте мост им. Патона, 8 - Дарницкий ж/д мост.
Первые немецкие машины на Крещатике, сентябрь 1941 года. Снимок сделан в районе Бессарабского рынка. В 41-ом на этом месте была бакалея, а сейчас там несколько спортивных магазинов.
Интересно, что немец ведет машину сидя на дверце, таким образом, улучшая себе обзор. В руках некоторых киевлян пакеты с продуктами, последнее, что удалось забрать из разгромленных магазинов.
Автомобиль "Ауди" стоит напротив дома №47 по улице Крещатик, в то время там находился отель "Национальный", сентябрь 1941 года. На снимке видно, что у женщины на ногах тапочки, плетенные из камыша.
Немецкий мотоциклист на Крещатике, киевляне с интересом смотрят на него, сентябрь 1941 года. Справа - здание ЦУМа, впереди - Бессарабка. Это фотография из американского журнала "Life" за 3 ноября 1941 года.
Старик наблюдает за идущими немцами, 19 сентября 1941 года.
Разведывательное подразделение Вермахта, 19 сентября 1941 года. Слева - здание старого Арсенала, справа - башня Ивана Кушкина со сделанной в ней амбразурой, в глубине видно Святотроицкие ворота лавры. На тротуаре - рельсы трамвая №20, сейчас на этом месте - маршрут троллейбуса №20. Фото из журнала "Life".
Немецкие солдаты на четвертом ярусе колокольни в Печерской Лавре. На дальнем плане горит еще не достроенный деревянный Наводницкий мост, сейчас на его месте мост Патона. Фото из журнала "Life".
Фото сделано с лаврской колокольни. Внизу - сад и оборонительные стены лавры с башней Ивана Кушкина, справа - старый Арсенал (сейчас там Украинский Исторический Центр), в центре снимка - церковь Святого Феодосия Печерского, чуть выше видно здание обувной фабрики №1 (сейчас там обувная фабрика "Киев").
Немецкий часовой на лаврской колокольне, на Днепре горит Наводницкий мост, 20 сентября 1941 года. Фотография из журнала "Volkischer Beobachter".
Фашист звонит в колокола на лаврской колокольне, 20 сентября 1941 года.
Немецкий связист на территории Лавры, сентябрь 1941 года. Дымит колокольня, ее подожгли подпольщики или отступающие красноармейцы. Слева виднеется крест на могиле Столыпина.
Немцы во дворе Верхней Лавры возле Троицкой церкви, сентябрь 1941 года.
Площадь Сталина (ныне - Европейская), сентябрь 1941 года. Немецкие колонны движутся вверх по улице Грушевского. Слева - Публичная библиотека (теперь - Парламентская), в глубине - Музей украинского искусства, чуть выше - здание Совнаркома (теперь - Кабинет Министров Украины).
Немецкие колонны идут на Печерск, вверх по улице Грушевского. На заднем плане виднеется здание Костела, сентябрь 1941 года.
Немецкая Pak-35 ведет огонь из Мариинского парка по отступившим в Дарницу частям РККА, 20 сентября 1941 года.
Немцы на Липках, 20 сентября 1941 года. Справа - Мариинский парк, слева - Дом Красной Армии (ныне - Дом Офицеров), а в глубине - церквушка дворцового ансамбля (сейчас на ее месте гостиница "Киев"). Фото из журнала "Volkischer Beobachter".
Немцы осматривают укрепления на пересечении улиц Жилянской и Кузнечной, 20 сентября 1941 года.
Немецкий патруль на улице Франко. Видны противотанковые ежи и бочки с водой для тушения возможных пожаров, сентябрь 1941 года.
Фашисты разворачивают зенитную батарею на смотровой площадке в Пионерском парке (бывшем Купеческом), сентябрь 1941 года. Сейчас на этом месте знаменитая арка "Дружбы народов" и все та же смотровая площадка.
Немецкие войска продолжают входить в город, колонна движется по улице Саксаганского, это квартал между улицами Паньковской и Льва Толстого, сентябрь 1941 года. Слева от фотографа находится дом-музей Леси Украинки.
Бульвар Шевченко, впереди Бессарабский рынок, сентябрь 1941 года.
Угол бульвара Шевченко и улицы Владимирской, за спиной фотографа парк Шевченко. Груды земли на тротуарах - очевидно, остатки баррикад.
Отступающие красноармейцы полностью разрушили водопровод и канализацию. На фотографии немецкие солдаты достают воду - себе и киевлянам - на месте бывшего Михайловского Златоверхого (сейчас он восстановлен). На заднем плане здание ЦК КП(б)У (ныне - здание МИД).
Сенной рынок, который был полностью разграблен в дни безвластия (18-19 сентября).
Беженцы в сквере у Золотых ворот возле всем известного чугунного фонтана.
Первый приказ немецкой власти - всем киевлянам зарегистрироваться и начать работать. Незарегистрировавшиеся объявляются саботажниками и расстреливаются. Этот чистильщик обуви начал работать с первого дня, на табличке написано: "Артель "Чистильщик", лоток №158".
Железнодорожный вокзал, снимок сделан в первые дни оккупации. Частично вокзал был разрушен немецкими авианалетами и окончательно - отступавшими красноармейцами.
Противотанковый ров и стрелковые амбразуры на Дегтяревской улице
Киевляне разбирают оборонительные сооружения на Крещатике, 21-23 сентября 1941 года.
Разбор баррикад на улице Ленина (сейчас - Богдана Хмельницкого). Справа видно здание театра им. Леси Украинки.
Киевляне в присутствии немецкого фельджандарма разбирают завалы на улице Институтской, недалеко от Крещатика. Слева - немецкие штабные автобусы (в здании Октябрьского дворца находился немецкий оккупационный штаб), справа - киевляне читают оккупационные листовки и газеты, 21-23 сентября 1941 года.
Здание штаба Киевского военного округа занято немцами. Сейчас в этом здании находится секретариат президента Украины.
Немцы перед Оперным театром
Дети в оккупированном Киеве, сентябрь 1941.
Киевляне на Крещатике слушают немецкую радиопередачу, передаваемую с радиомашин, осень 1941 года. Слева - дома №6-12, справа - №5-7.
br>
Начало бульвара Шевченко, сентябрь 1941 года. Слева - отель "Палас" (сейчас - "Украина"). На трансформаторной будке еще висит советский плакат "Бей гадину" и довоенное объявление "Набор на курсы счетоводов и бухгалтеров". Со временем немцы здесь поставили виселицу, на которой казнили "врагов Рейха", и только в 1946 году на этом месте поставили памятник Ленину.
Плакат "Гитлер освободитель" на фасаде оперного театра, сентябрь 1941. Плакат наклеен прямо на довоенные театральные афиши оперы "Запорожец за Дунаем", "Наталка-Полтавка" и т.д.
Раздача газеты "Украинское слово" на улицах Киева, 4 октября 1941 года.
На въезде в город.
Немецкий офицер позирует на фоне Андреевской церкви, осень 1941.
Колокольня Покровской церкви на Подоле и Андреевская церковь, осень 1941.
Двор здания ЦК КП(б)У (теперь - здание МИДа), осень 1941.
Тот же двор, дети войны.
Вестибюль здания Верховного Совета УССР, осень 1941 года.
Зал заседаний Верховного Совета УССР, осень 1941 года. Как и вестибюль, зал почти не изменился. Убрали только скульптуру Сталина во весь рост, барельефы классиков коммунизма и гербы СССР и УССР.
Дом на подоле, осень 1941 года.
Остатки баррикад на пересечении улиц Жилянской и Коминтерна, дальше - Вокзальная площадь и вокзал. Унизительно висят бюсты Ленина и Сталина, наверное, вынесенные из соседнего завода "Ленинская кузня". Ниже указатель "Feldgend. Zug Doebert" - "Фельджандармерия. Взвод Доберта".
Стадион Динамо.
Музей В. И. Ленина.
Возле Аскольдовой могилы.
Немецкое кладбище, вдали - Аскольдова могила.
Красный корпус Университета Шевченко.
Здание филармонии на площади Сталина, 1941 год.
Торговец граммофонными пластинками беседует с немецким солдатом.
Площадь Калинина (ныне - Майдан Незалежности - Площадь Независимости), сожженная органами НКВД, конец сентября или начало октября 1941 года.
Советские военнопленные проходят по Михайловской площади, сейчас это здание МИД, сентябрь 1941 года.
Угол улиц Крещатик и Прорезная, 24 - 25 сентября 1941 года. Так выглядел центр Киева.
Это и следующее фото - немецкие пожарные тушат горящий центр города.
Мост им. Е. Бош, взорванный отступающими красноармейцами, конец сентября 1941 года.
Русановский мост, также взорван красноармейцами.
Вид на Крещатик с Бессарабской площади, один из первых взрывов и пожаров, 24 сентября 1941 года.
Горящий центр Киева.
Горит здание бывшей гостиницы "Националь."
Разрушенный дом Гинзбурга. Двенадцатиэтажный дом был построен в 1912 году и почти 30 лет был самым высоким зданием в Киеве. В первые дни оккупации Киева немцами, в доме находилась подпольная штаб-квартира сотрудника НКВД Ивана Кудри, который руководил сентябрьскими взрывами центрального Киева. Дом Гинзбурга оказался в числе взорванных.
Успенский собор Киево-Печерской Успенской лавры, ноябрь 1941 года.
Проспект Науки в районе улицы Лысогорской, осень 1941 года. Здание в глубине снимка и сейчас еще стоит на углу этих улиц.
Угол улиц Мельникова и Пугачева, осень 1941 года.
Улица Банковая, осень 1941 или весна 1942 года. Вдали несколько охранников у занятого немцами здания штаба Киевского военного округа, сейчас там находится Секретариат Президента Украины.
Здание Верховного Совета УССР, конец 1941 или начало 1942 года.
Угол Красноармейской (ныне - Большая Васильковская) и Жилянской, осень 1941 года.
Угол бульвара Шевченко и нынешней улицы Михаила Коцюбинского, предположительно 1942 год. Во времена немецкой оккупации бульвар Шевченко назывался Ровноверштрассе.
Вниз по бульвару Шевченко
Улица Коминтерна (ныне - Симона Петлюры), точная дата неизвестна. Снимок сделан чуть ниже развилки у памятника Щорсу, впереди - железнодорожный вокзал.
Евбаз (еврейский базар) - это место между бульваром Шевченко и Брест-Литовским проспектом (ныне - проспект Победы), теперь на месте базара находится цирк, дом на заднем плане справа сохранился, сейчас в нем международные авиакассы.
Еще один снимок Евбаза.
Немецкая открытка времен оккупации, взорванный мост им. Евгении Бош.
Площадь Сталина (ныне - Европейская площадь), предположительно 1942 год. Справа на фото - филармония, на месте дома слева сейчас находится бывший музей Ленина.
Три фото ниже - фашистские объйвления во время оккупации
Сооруженные немцами временные переправы, 1942 год. Сейчас здесь проходит Днепровская набережная.
Наводницкий мост, 1942 год.
Немецкие указатели.
Несколько распоряжений немецкого командования из газеты "Українське слово" за октябрь 1941 года.
Продуктовый магазин только для фашистов, улица Большая Житомирская, 40.
Биржа труда на улице Смирнова-Ласточкина, дом 20, это здание Национальной Художественной академии.
Биржа труда, очередь на регистрацию.
Объявление об отправке в Германию
Очередь к сборному пункту перед отправкой в Германию.
Отправка киевлян на работу в Германию, конец 1941 или начало 1942 года.
Пропагандистские листовки, показывающие, как хорошо украинцам работается в Германии. Но мало кто из увезенных на работу смог поделиться подобными воспоминаниями.
Из Киева и области на принудительный труд в Германию были отправлены более 150 тысяч украинцев, в основном молодежи.
Крещатик, здание ЦУМа, 1942 год.
Улица Гончара, дом 57, здесь размещался немецкий штаб, 1942 год.
Ресторан "Театральный", угол Фундуклеевской и Владимирской. Надпись на входе: "Только для немцев".
Еще два объявления.
Улица Дмитриевская, немцы что-то покупают на стихийном рынке.
Парк им. Шевченко, 1 мая 1942 года.
Газета "Нове українське слово" за 1 мая 1942 года, Киев. Оригинал
Ограда вокруг Сырецкого концлагеря.
Сырецкий лагерный плац и бараки.
Окно барака.
Военнопленные в Сырецком лагере.
Разрушенный мост им. Е. Бош, зима 1942 года.
Немецкая карта Киева, 1943 год.
Празднование второй годовщины освобождения Киева от большевиков, немецкий чиновник раздает флажки, 19 сентября 1943 года.
Улица Банковая.
Софиевская площадь, 1942 или 1943 год.
Улица Воровского (ныне - Бульварно-Кудрявская), фотограф смотрит вниз, в сторону Евбаза. Это уже немецкие оборонительные баррикады. В октябре 1943 года, перед советским наступлением, приведшим к освобождению Киева, районы, прилегающие к Днепру, были объявлены "зоной боевых действий", огорожены и эвакуированы. Этот снимок был сделан агентством Acme Radiophoto и передан по фототелеграфу из Стокгольма в Нью-Йорк.
Немецкие позиции на берегу Днепра, 1943 год.
Это фото и следующее - красноармейцы форсируют Днепр возле села Зарубинцы, Переяслав-Хмельницкого района, октябрь 1943 года.
Понтонный мост.
Предположительно Святошино, начало ноября 1943 года. Бой за Киев.
Район площади Сталина (ныне - Европейская), начало ноября 1943 года. Фашисты оставляют город.
Танкисты Красной Армии на "Валентайнах" движутся по Крещатику, киевляне приветствуют освободителей, ноябрь 1943 года.
Временная переправа в районе моста Е. Бош сооруженная советскими войсками, ноябрь 1943 года.
Советские солдаты идут по улице Киева, 6 ноября 1943 года. На тротуаре горы награбленных вещей, их не успели вывезти немцы
Уцелевшие киевляне возвращаются в город.
Еще не восстановленный Наводницкий мост, 1944 год.
Жуков, Ватутин и Хрущев.
Разрушенный корпус фабрики им. Боженко.
Крещатик. Справа видны временные трамвайные рельсы, установленные для подвоза стройматериалов и вывоза мусора, 1944 год.
Работы по восстановлению города.
Сооружение нового коллектора на Крещатике.
ул.Владимирская ( тогда - Короленко)
Улица Владимирская, так ездили на трамваях в освобожденном Киеве, начало 1944 года.
Софиевская площадь, конец 1943 или начало 1944 года.
Пленных немцев ведут по центральным улицам города, 1943 или 1944 год.
Крещатик, первый послевоенный парад в Киеве, 1945 год.
Оккупация и освобождение Киева. ( Видео)
Вход немецких войск в Киев 19 сентября 1941 года. ( Видео)
Освобождение Киева. Союзкниожурнал №70-71.( Видео)
Светлая память героям Великой Отечественной!
Моя любимая песня, посвященная теме войны - "Журавли" в исполнении Марка Бернеса (стихи Расула Гамзатова, музыка Яна Френкеля).
Как вспоминал Ян Френкель, Марк Бернес предчувствовал свою смерть и точку в своей жизни хотел поставить именно этой песней. Запись для Бернеса была неимоверно тяжела, но он мужественно вынес всё и записал "Журавли". Песня вышла лишь после смерти М.Бернеса. Марк Бернес умер в 1969г. от рака лёгких.
Расул Гамзатов написал стихи к этой песне после посещения расположенного в Хиросиме памятника японской девочке по имени Садако Сасаки, страдавшей от лейкемии после атомного взрыва. Девочка надеялась, что вылечится, если смастерит тысячу бумажных «журавликов», пользуясь искусством оригами. В Азии существует поверье, что желание человека исполнится, если он сложит из цветной бумаги тысячу оригами — журавлей.
Через несколько лет после появления песни «Журавли» в СССР, в местах боёв 1941—1945 годов, стали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли.